«Наши игрушки»

Возраст до 7 лет -первый большой цикл жизни человека. В этот период в ребенке закладывается то, что с годами станет его «подсознанием». В этот период формируется индивидуальный базовый локомоторный стереотип - тот способ ходьбы и всех остальных движений, которым человек будет пользоваться всю жизнь. Его «качество» складывается из многих факторов: распределения усилий по группам мышц при движении, способов сохранения равновесия и падения, внутреннего ощущения гравитации , инерции и многих других. От того, насколько удачно сформированы эти умения, сильно зависит вероятность травм, нарушений осанки и объем функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата человека в течение всей жизни.


Однажды я задался целью сравнить степень многообразия смещений общего центра тяжести у ребенка (один из показателей «богатства» движения) при этой гимнастике и других. Я использовал трёхмерный видеоциклографический компьютерный анализ. Для сравнения я провел съемку в двух детсадовских группах.


В результате обработки данных обнаружилось, что в «Наших игрушках» движение богаче почти в 8 раз. Это не очень удивительно, ведь при занятии с группой преподаватель не может дать ребёнку самое ценное -эффект индивидуального партнёрства. Эта цифра показывает влияние гимнастики не только на мышечную систему, но и на нервную, а именно эти две системы определяют уровень психомоторного развития ребёнка. Наилучшие результаты могут быть достигнуты с родителями или с близким человеком, которому ребёнок сможет «доверить» своё телесное творчество.


Основной ценностью этой гимнастики является возможность выбора ребенком нужных ему форм движения. Эта потребность не удовлетворяется даже при избытке подвижных игр, ведь их динамика обусловлена правилами игры. Но даже если у ребенка есть свой домашний спортзал, некоторые из его двигательных потребностей остаются неудовлетворенными.


Даже самые дорогие и продуманные детские спортивные комплексы не обеспечат тех степеней свободы, на которые способны родительские руки, ноги и голова. В исторической книжке я как-то прочитал о древнем способе лечения лошадей в деревне - на заборе развешивали множество разных лечебных трав, а лошадь выбирала и сьедала, то, что ей нужно. Что-то подобное происходит с выбором ребенком нужных ему двигательных композиций. Ощутив родителя ,как человека, способного дать ему то, что хочется, ребенок без стеснения начинает формировать гимнастику сам. Следуя потребностям дочки, я много раз наблюдал ,как она интуитивно выстраивает структуру гимнастики в пространстве и времени на уровне высококвалифицированного преподавателя. Балансировка напряжения и расслабления, расстановка пауз, отвлечения на то, чтобы обучить новым движениям кукол - по времени и интенсивности все эти объемы были в хорошей пропорции. Этот эффект я наблюдал и у других детей через несколько недель занятий.


Природа дала младенцу прекрасные возможности чувствовать меру физической и умственной нагрузки. Попробуйте предложить ребёнку поднять тяжёлый камень - он честно попытается, но, в отличие от взрослых дядей, никогда не повредит себе поясницу. Он с телом ещё на «ты» и ясно «слышит» его сигналы, ощущая ту степень мышечного напряжения, за которой - травма и боль.


Трудно подсчитать, какое количество болезней и жизненной дисгармонии приобретает человек, утрачивая это чувство.


Повторюсь, что такое « партнерство» с ребёнком делает родительские мышцы сильными и упругими, талию тонкой а осанку - царственной.


Психологические аспекты гимнастики наиболее ярко проявляются в формировании ощущений опорности. Эти ощущения связаны не только с физической но и психологической устойчивостью человека. Недаром при описании сильных потрясений никто не говорит: «упал на бок», а говорят: «ушла почва из под ног». Опорно-двигательный аппарат человека - сначала опорный, а только потом двигательный.


При регулярных занятиях, когда жажда новых ощущений заставляет пробовать все новые и сложные опоры, между родителем и ребенком устанавливается то самое понимание без слов, так хорошо знакомое альпинистам. При этом ребенок учится использовать опору, но не пассивно, а активно, как элемент собственного творческого движения. Родителю нужен изрядный интеллект, чтобы дать опору и защиту, не связывая инициативу и стремления ребенка. По моему мнению, это идеальная метафора отношений родитель - ребенок вообще.


В репетиционных залах от педагогов и балетмейстеров и танцовщики, и ведущие солисты, и студенты нередко слышат страстные заклинания – « будьте как дети, пожалуйста, непосредственнее, расслабленнее, проще, легче, играйте…». Действительно, движения детей на сцене с их открытостью и искренностью порой более интересны, чем холодные, заученные позы и движения многих профессиональных артистов балета. В этой гимнастике происходит чудесный обмен – ребенок обучает родителей волшебству свободной импровизации а родитель обучает ребенка таинству координации, ритма и выразительности.


Если в двух словах определить то главное, что возникает в отношениях родителей и ребенка в совместных занятиях, это будут слова - ответственность и доверие. У взрослого присутствует сильная доминанта – забота о безопасности ребенка, при этом заметные нагрузки незаметны, в отличие от однообразных повторений в тренажерном зале.


Ребенок также быстро привыкает ответственно соблюдать каждый день свою меру сложности движения. Про доверие лучше всего Вам скажут руки Вашего ребенка – сначала он не рискнет доверить даже часть своей опоры Вам, а потом все будет иначе.


В этой гимнастике родитель всегда находятся между Землей и ребенком. В сознании ребенка притяжение планеты начинает ассоциироваться прежде всего с родителями, что заставляет малыша, взрослея, относится к планете, как к живому существу. Возможно это наполовину только фантазии, но они слишком красивы, чтобы о них не упомянуть.