Композиция класса

Класс построен из пяти составляющих:

 

1. Исследование - знакомство с объемом собственных движений (кинесферой).

 

Кинесферу легко представить как круглый воздушный шарик с центром в пупке и границами на кончиках пальцев вытянутых рук и ног. Это - пространство возможных движений человека. От степени «освоения» этого личного пространства зависят двигательные и ментальные возможности человека, а также его здоровье. «Освоение» происходит через развитие восприятия участков этого пространства сознанием человека.

 

Любое движение начинается с его представления (моделирования). Если в кинесфере человека много участков, в которых не никогда не было какого-либо осознанного действия, то для мозга эти участки – «белые» пятна при планировании движения. Например, если нажать затылком на выключатель света для человека непосильная задача , это означает, что управлением и координацией мышц шеи заняты в сто раз меньше нейронов мозга, чем могли бы. А если шея - далекая и малоуправляемая, то и пространство за ней - тревожное и малоощущаемое.

Современный лабиринт в Велбипарке (Копенгаген). Очень удобно – если человеку грустно, походил по лабиринту, прочувствовал мировую гармонию и пошёл дальше в хорошем настроении.

 

фото Джэф Севард

Нервные клетки мозга, обеспечивающие движение, находятся слоем ниже нервных клеток, «ответственных» за наши эмоции. Торможение, обеднение, чахлость клеток «двигательной» коры соответственно влияет на нашу эмоциональную жизнь. Как известно , ограничение двигательной активности вызывает эмоциональное угнетение, и в свою очередь - эмоциональное возбуждение всегда сопровождается движением.

Знание о том, как изменения в различных частях тела человека связаны с эмоциональными и поведенческими проявлениями его личности, интересовало врачей с давних времён. В трактатах Авиценны, Гиппократа, Галена и сотен других до нас дошли их замечательные наблюдения, выводы и рекомендации.

 

Сегодня это стало основой для развития телесно-ориентированной психотерапии и психосоматической медицины. Суть этих знаний сводится к тому, что если в собственном теле человека что-то ограничивает, то это «что-то» ограничивает его и в эмоциях, мышлении, восприятии себя и мира.

 

В свою очередь, особенности внутреннего мира постепенно проявляются в теле и структуре движений человека.

 

В чём же практическая ценность «освоения» собственной кинесферы?

 

Самая малая ценность – снижение утомляемости, повышение работоспособности и частые ощущения «мышечной радости» (термин И.П.Павлова). Это происходит за счет более эффективного распределения любых мускульных усилий и задействования множества «полуспящих» мышц. Это, в свою очередь, приводит к разгрузке перегруженных мышечных групп и.. прощай боль в спине и шее. В качестве приятного дополнения - прекращение падений, невольных наскоков на предметы, легкость походки.

 

Самая большая ценность - формирование телом нужных состояний сознания и духа, развитие пластического мышления», приводящего к способности тела передавать малейшие нюансы образов движений. Это позволяет бесконечно «достраивать» его «на ходу», делая его завораживающим, волшебным, чарующим, нежным, впитывающим, дающим, целостным, живущим и завершенным.

 

2. Развитие физических возможностей тела на основе принципа ненасильственных, гуманных воздействий (хотя и не без здорового пота).

Упражнения в различных танцевальных традициях, смысл которых - в построении разнообразных, в том числе необычных, неиспользуемых в обычной жизни движений. Иногда, для активизации соответствующих участков «двигательной» коры, иногда - как подготовительная ступень стратегии, подхода, подготовки к какой-либо сильнодействующей практике, а также - для разогрева, уравновешивания эмоционального опыта, веселья, набора аппетита, постройнения, мускулистости и многого другого.

фото Дэви Стрейчен, Поместье Хэтфилдхауз, Англия

 

Гармония вселенной прекрасна и в качестве декоративного лабиринта в саду.

Наши возможности по овладению своим телом и движением в любом возрасте значительно больше, чем кажутся. После класса я иногда слышу радостные восклицания - «я и не предполагал, что смогу выполнить эти движения». Обычно я сразу спрашиваю - «как часто в своей жизни Вы пробовали их делать ?». Стандартный ответ - «вообще то никогда не пробовал».

 

3. Путешествие по различным эмоциональным состояниям сознания через ключ, коим является движение.

 

Какие эмоции и впечатления формируют Ваше движение ? Что может дать движение для развития Ваших эмоций , интеллекта и духа ? Что оно вызывает в Вас ? Эти глубоко личные вопросы самостоятельно исследуются теми, кого это интересует. Это интимные внутренние процессы, успешные настолько, насколько человек готов открыться самому себе в ситуации , когда это наиболее возможно. Ненавязчивые, в меру безопасные путешествия в себя с обычной целью путешественников - увидеть, пощупать, услышать то, чего не доводилось раньше.

 

4. Импровизация

 

Человек начинает импровизировать в двух случаях:

 

а)когда любые стереотипы, «домашние заготовки» и запасные варианты не годятся в силу крайней непредсказуемости в развитии событий (разведчики, проспавшие студенты и др.)

б) когда процессы торможения в мозге тонко сбалансированы с процессами возбуждения. Возникает состояние неустойчивости (математически описанное нобелевским лауреатом Ильей Пригожиным ), в котором человеку сотворить новое ( движение или мысль) не труднее, чем воспроизвести старое.

 

В этом случае импровизация из вымученного, затратного, изматывающего процесса (которым она, увы, является и для некоторых профессиональных танцовщиков, и для многих творческих людей) превращается в непринужденный естественный процесс, в котором тело , голос и мышление используются столь же удобно, как дыхательные мышцы при дыхании.

 

Истинная импровизация - это не набор случайных звуков и телодвижений под флагом «как вышло, так и ладно». Это четкое состояние, когда человек способен явить себе и миру ту личную неповторимую божественную гармонию, которая существует только в нем.

 

Если это получается, то даже от внешне бедных движений не оторвать глаз.

 

Это один из тонких, хрупких элементов класса, который всегда необычен и непредсказуем и для участников, и для преподавателя. Даже те, кто приходит на класс снова - приходит в другом состоянии, в другое время года и их проявления тоже будут другие.

 

5. Практики взаимных телесных воздействий.

 

Известная истина гласит - не делай другому того, что не хотел бы получить сам. Из этой истины исходит важное следствие - можно сделать другому то, что ты хотел бы получить сам. Мы используем элементы различных традиций массажа, народных игр и ведических традиций, мягкие и безопасные, в которых кинестетические и тактильные ощущения становятся более тонкими и разноцветными.

«Анатомия человека» из «Сборника еврейских текстов по медицине» ХIVв. Париж, Национальная библиотека

 

Представления средневековых врачей о связи знаков зодиака с частями тела человека.

Сама идея - собрать свои интеллектуальные и телесные возможности и сконцентрировать мысли на устройстве блага для другого человека, иногда вызывает сознательное или бессознательное отторжение. Через понимание того, что это отторжение – проекция отношения к собственному телу, возможна эволюция и движения и сознания.

 

Тренировке способности ощущать грани : сильно/слабо, удобно/неудобно, приятно/неприятно, продолжить/завершить и др., я придаю огромное значение, т.к. полученный в партнерстве внешний опыт моментально или позже используется человеком как внутренний для собственного движения.

В классе используются элементы этнического, классического, народного и храмового танца, самобытных традиций сценического движения(кабуки, но, буто, дзен-импровизация), ведических и архаических телесных практик, различных систем совершенствования движения : тай цзи цюань, гурджиевские танцы, боевые искусства, ци гун, туй шоу и другие.