|
Класс построен из пяти составляющих:
1. Исследование - знакомство с объемом собственных движений (кинесферой).
Кинесферу легко представить как круглый воздушный шарик с центром в пупке и границами на кончиках пальцев вытянутых рук и ног. Это - пространство возможных движений человека. От степени «освоения» этого личного пространства зависят двигательные и ментальные возможности человека, а также его здоровье. «Освоение» происходит через развитие восприятия участков этого пространства сознанием человека.
Любое движение начинается с его представления (моделирования). Если в кинесфере человека много участков, в которых не никогда не было какого-либо осознанного действия, то для мозга эти участки – «белые» пятна при планировании движения. Например, если нажать затылком на выключатель света для человека непосильная задача , это означает, что управлением и координацией мышц шеи заняты в сто раз меньше нейронов мозга, чем могли бы. А если шея - далекая и малоуправляемая, то и пространство за ней - тревожное и малоощущаемое.
|
Современный лабиринт в Велбипарке (Копенгаген). Очень удобно – если человеку грустно, походил по лабиринту, прочувствовал мировую гармонию и пошёл дальше в хорошем настроении.
фото Джэф Севард
|
Нервные клетки мозга, обеспечивающие движение, находятся слоем ниже нервных клеток, «ответственных» за наши эмоции. Торможение, обеднение, чахлость клеток «двигательной» коры соответственно влияет на нашу эмоциональную жизнь. Как известно , ограничение двигательной активности вызывает эмоциональное угнетение, и в свою очередь - эмоциональное возбуждение всегда сопровождается движением.
|
Знание о том, как изменения в различных частях тела человека связаны с эмоциональными и поведенческими проявлениями его личности, интересовало врачей с давних времён. В трактатах Авиценны, Гиппократа, Галена и сотен других до нас дошли их замечательные наблюдения, выводы и рекомендации.
Сегодня это стало основой для развития телесно-ориентированной психотерапии и психосоматической медицины. Суть этих знаний сводится к тому, что если в собственном теле человека что-то ограничивает, то это «что-то» ограничивает его и в эмоциях, мышлении, восприятии себя и мира.
В свою очередь, особенности внутреннего мира постепенно проявляются в теле и структуре движений человека.
В чём же практическая ценность «освоения» собственной кинесферы?
Самая малая ценность – снижение утомляемости, повышение работоспособности и частые ощущения «мышечной радости» (термин И.П.Павлова). Это происходит за счет более эффективного распределения любых мускульных усилий и задействования множества «полуспящих» мышц. Это, в свою очередь, приводит к разгрузке перегруженных мышечных групп и.. прощай боль в спине и шее. В качестве приятного дополнения - прекращение падений, невольных наскоков на предметы, легкость походки.
Самая большая ценность - формирование телом нужных состояний сознания и духа, развитие пластического мышления», приводящего к способности тела передавать малейшие нюансы образов движений. Это позволяет бесконечно «достраивать» его «на ходу», делая его завораживающим, волшебным, чарующим, нежным, впитывающим, дающим, целостным, живущим и завершенным.
2. Развитие физических возможностей тела на основе принципа ненасильственных, гуманных воздействий (хотя и не без здорового пота).
|
Упражнения в различных танцевальных традициях, смысл которых - в построении разнообразных, в том числе необычных, неиспользуемых в обычной жизни движений. Иногда, для активизации соответствующих участков «двигательной» коры, иногда - как подготовительная ступень стратегии, подхода, подготовки к какой-либо сильнодействующей практике, а также - для разогрева, уравновешивания эмоционального опыта, веселья, набора аппетита, постройнения, мускулистости и многого другого.
|
фото Дэви Стрейчен, Поместье Хэтфилдхауз, Англия
Гармония вселенной прекрасна и в качестве декоративного лабиринта в саду.
|
Наши возможности по овладению своим телом и движением в любом возрасте значительно больше, чем кажутся. После класса я иногда слышу радостные восклицания - «я и не предполагал, что смогу выполнить эти движения». Обычно я сразу спрашиваю - «как часто в своей жизни Вы пробовали их делать ?». Стандартный ответ - «вообще то никогда не пробовал».
3. Путешествие по различным эмоциональным состояниям сознания через ключ, коим является движение.
Какие эмоции и впечатления формируют Ваше движение ? Что может дать движение для развития Ваших эмоций , интеллекта и духа ? Что оно вызывает в Вас ? Эти глубоко личные вопросы самостоятельно исследуются теми, кого это интересует. Это интимные внутренние процессы, успешные настолько, насколько человек готов открыться самому себе в ситуации , когда это наиболее возможно. Ненавязчивые, в меру безопасные путешествия в себя с обычной целью путешественников - увидеть, пощупать, услышать то, чего не доводилось раньше.
4. Импровизация
Человек начинает импровизировать в двух случаях:
а)когда любые стереотипы, «домашние заготовки» и запасные варианты не годятся в силу крайней непредсказуемости в развитии событий (разведчики, проспавшие студенты и др.)
б) когда процессы торможения в мозге тонко сбалансированы с процессами возбуждения. Возникает состояние неустойчивости (математически описанное нобелевским лауреатом Ильей Пригожиным ), в котором человеку сотворить новое ( движение или мысль) не труднее, чем воспроизвести старое.
В этом случае импровизация из вымученного, затратного, изматывающего процесса (которым она, увы, является и для некоторых профессиональных танцовщиков, и для многих творческих людей) превращается в непринужденный естественный процесс, в котором тело , голос и мышление используются столь же удобно, как дыхательные мышцы при дыхании.
Истинная импровизация - это не набор случайных звуков и телодвижений под флагом «как вышло, так и ладно». Это четкое состояние, когда человек способен явить себе и миру ту личную неповторимую божественную гармонию, которая существует только в нем.
Если это получается, то даже от внешне бедных движений не оторвать глаз.
Это один из тонких, хрупких элементов класса, который всегда необычен и непредсказуем и для участников, и для преподавателя. Даже те, кто приходит на класс снова - приходит в другом состоянии, в другое время года и их проявления тоже будут другие.
5. Практики взаимных телесных воздействий.
Известная истина гласит - не делай другому того, что не хотел бы получить сам. Из этой истины исходит важное следствие - можно сделать другому то, что ты хотел бы получить сам. Мы используем элементы различных традиций массажа, народных игр и ведических традиций, мягкие и безопасные, в которых кинестетические и тактильные ощущения становятся более тонкими и разноцветными.
|
«Анатомия человека» из «Сборника еврейских текстов по медицине» ХIVв. Париж, Национальная библиотека
Представления средневековых врачей о связи знаков зодиака с частями тела человека.
|
Сама идея - собрать свои интеллектуальные и телесные возможности и сконцентрировать мысли на устройстве блага для другого человека, иногда вызывает сознательное или бессознательное отторжение. Через понимание того, что это отторжение – проекция отношения к собственному телу, возможна эволюция и движения и сознания.
Тренировке способности ощущать грани : сильно/слабо, удобно/неудобно, приятно/неприятно, продолжить/завершить и др., я придаю огромное значение, т.к. полученный в партнерстве внешний опыт моментально или позже используется человеком как внутренний для собственного движения.
|
В классе используются элементы этнического, классического, народного и храмового танца, самобытных традиций сценического движения(кабуки, но, буто, дзен-импровизация), ведических и архаических телесных практик, различных систем совершенствования движения : тай цзи цюань, гурджиевские танцы, боевые искусства, ци гун, туй шоу и другие.
|
|
|