Преподавание университетского курса «Обитаемость рабочего места»
(Санкт-Петербургский электротехнический университет)

В 2005 г. я встретился с проф. Падерно Павлом Иосифовичем (президент Спб эргономической ассоциации, заслуженный деятель науки), приложившем много усилий, чтобы открыть обучение эргономике в этом ВУЗе.


Он подыскивал преподавателя на курс обитаемости рабочего места - это завершающий 56-часовой преддипломный курс для студентов-выпускников. Я увидел прекрасную возможность внести посильный вклад в сохранение уровня высшего образования, который, увы, повсеместно падает из-за государственной политики в этой области.


Бывая в среде вузовских преподавателей, я часто слышал их жалобы на равнодушие студентов и отсутствие интереса к учёбе. Как же устроить это дело, что бы и студентам и мне было интересно, размышлял я, обдумывая учебную программу. Она сложна и наполнена - это интегральная дисциплина, требующая хорошей междисциплинарной эрудиции. В результате я решил преподавать российскую программу, используя те методические подходы, которые я видел в Европе, и от которых я был в восторге. К этому времени у меня был опыт семинаров с европейскими студентами и опыт работы стажером и преподавателем в в университете Кембриджа в Великобритании (осень 2003г.).


Западно-европейские методики элитного образования ориентированы на развитие мышления и сообразительности студентов. При этом учебные пособия играют роль склада информации, откуда студент сам активно достаёт знания, нужных ему для выполнения учебных задач. Этот подход не сильно распространён в России и мне было любопытно попробовать его в современной студенческой среде. Это решение оказалось удачным. Несмотря на то, что это требовало от студентов большего напряжения, они с воодушевлением занимались по этой схеме и проявили хорошие знания на экзаменах, хотя многие из них были поклонниками более традиционной российской схемы: выучил-сдал-забыл. Российские студенты, получив возможность творческого обучения, начинают столь же активно проявлять свои способности, как и европейские.


Начиная с 2007 г. обратная связь от студентов обозначила двойную пользу этого проекта-кроме знаний - ещё и форма преподавания, многие сочли её ценной в плане будущей профессиональной деятельности.


В состав этого курса входит кинестетический класс. В Европе не только эргономисты, но и многие творческие люди посещают такие классы. Для специалиста, который создаёт нечто удобное(дизайнер-среду или предметы, эргономисты-рабочее место) важно иметь не только ментальные представления об удобстве, но и собственный опыт телесных ощущений от правильного и не правильного движения и позы. На сегодня из всех российских ВУЗов, где изучают эргономику, такой класс преподаётся только здесь.


Если Вас заинтересовал этот проект и Вы хотите узнать о нём мнение студентов - они все интернет-активные, думаю через какие-то форумы это вполне возможно.


p.s. как то я получил письмо коллеги, который обругал меня за слово «благотворительный». Он указал мне, что это оплачиваемая работа. Это так, но я отнёс эти дело к благотворительности поскольку бюджетная ставка символична-незначительна, в отличие от существенного убавления моего семейного бюджета за счёт паузы в работе, поэтому так и названо.