Гимнастика индийских йогов и методы ее преподавания- или беседы о травмайоге и садомазойоге

(с точки зрения специалиста по физиологии движения человека и врача)

Гимнастика индийских йогов изначально создана как вспомогательное средство для духовного развития. Стратегической целью воздействий на тело являлся определенный телесный статус, нужный как помощник для достижения специфических ментальных состояний. На языке йогов они называются - самадхи, на языке психологии- духовная и физическая уравновешенность, на языке нейрофизиологии - сбалансированная нейродинамика. Для этого используются позы (асаны), дыхательные упражнения (пранаямы) и методы очистки тела.

 

Базовый физиологический эффект йоги основан на анатомических особенностях мозга человека. Слои нервных клеток, ответственных за движение, и клеток, ответственных за эмоции, расположены по принципу бутерброда в коре головного мозга. Поэтому движения всегда вызывают эмоции, а эмоции вызывают движение, активация одного слоя клеток всегда активирует другой слой.

 

Пришло время для первого важного вывода: плохое (нефизиологичное) движение будет вызывать и ментальные эффекты такого же качества.

 

Какое движение является плохим? Это движение, противоречащее анатомии и физиологии человека. На занятии таковых движений может быть и 10%. При этом занимающиеся будут весьма довольны прекрасными эффектами йоги (за счёт остальных 90%), но вред здоровью от «ложки дёгтя» от этого не исчезнет. Присутствие «неправильного» движения человека в процессе трудовой деятельности закономерно- ведь там есть жёсткое влияние производственных условий. Присутствие такого движения на занятиях йогой совершенно недопустимо, ведь все движения там задаются только преподавателем.

 

К величайшему сожалению, на сегодня и западные и российские преподаватели йоги в массе своей имеют не системные знания по нужным учебным дисциплинам, а некий стихийный набор разноплановой информации. Как правило, ее источники - индийские и неиндийские учителя, книжки и собственный опыт. В зависимости от уровня духовного развития, образования и педагогического дара гуру, а так же уровня интеллекта начинающего инструктора, его итоговые знания и навыки весьма и весьма различны. Спектр тут весьма широк: от вдумчивых наблюдательных умниц с хорошим базовым образованием до ярких харизматичных обаятельных натур с повышенным самомнением, которых собственный пиар и йогабизнес интересует куда больше, чем физиологические тонкости. Нередко встречаются и люди с удивительной начинкой в голове - собиратели и носители бредовых, противоречивых и несуразных идей, которых в йоге, как и в любом другом деле, немало.

 

В телесной практике разумность используемых движений определяется по простой формуле: что физиологично - приводит к хорошим эффектам, что не физиологично - к разрушению тканей тела (травмам).

 

Слово травмайога нелогично и невозможно, но другое слово для некоторых видов практики йоги не подходит. Давайте вернемся к устройству нашего мозга. Что происходит если собственное движение человека разрушает его собственное тело? Это рождает войну в голове. Разрушительные движения рождают разрушительные эмоции, которые подавляются и вытесняются доминантой достижения, «сделать эту асану, потерпеть, поработать…». Механизм подавления и вытеснения эмоций подробно раскрыт в научных трудах по психологии и при желании можно познакомиться с этим поближе. Если очень кратко - это очень вредно, и для сознания и для тела. Практику асан, сопровождаемую этим эффектом, я назвал - садомазойогой. В этом случае роль садиста и мазохиста принадлежит не двум разным людям, а объединяется в одном, что усиливает разрушительное воздействие на личность.

 

Однажды после лекции в университете ко мне подошёл посоветоваться студент. По его словам, у брата «поехала крыша» после нескольких месяцев занятий йогой, его поведение стало странным. Я взялся убеждать его, что йога это замечательно и причины надо поискать в другом, на что мой собеседник раздраженно сказал: «Вы бы видели какой там йогнутый инструктор». Необычное слово меня неприятно задело, но посетив тренировку этого «гуру», я с печалью убедился, что студент прав.

 

Меня часто спрашивают: « если так много садомазойоги и травмайоги, то получается, что от этого в первую очередь страдают сами инструкторы, ведь они занимаются много». Это действительно так. Некоторую часть моей частной клиентуры стабильно составляют именно известные преподаватели йоги, они годами приезжают ко мне на врачебный прием (за большие деньги), не желая убрать причину своих травм, посетив мои методические семинары по йоге (за обычные деньги). Их вера в собственные иллюзии и авторитет различных гуру необычайно сильна. Своё влияние оказывает и то, что йога из формы духовной практики активно трансформируется в рыночный продукт. Один мой многолетний пациент с Украины, потративший на йогу много сил и здоровья, и приобретший взамен большую известность, авторитет и высокие доходы, с душевным стоном объяснял мне, как непроста жизнь. К моменту, когда пришли травмы, травмы учеников и осознались их причины, уже выпущены книги, видеокурсы, проведены серии дорогих обучающих семинаров, на которых приехавшие отовсюду инструктора жадно впитывали «новые свежие знания», наконец - вложены деньги в бренды, обозначающие не самые удачные наборы йогических упражнений. И что? Все объявить неправильным? Вернуть ученикам деньги?

 

Думаю, йога в целом, как часть массовой физической (и духовной?) культуры нашей страны по большому счёту нова. Путь ее развития, в отличной от Индии этнокультурной и климатической среде, не может быть иным, как путь исследований, находок, ошибок и их исправления. Но если в государственной системе методическая эволюция проста- отменяется старая методичка и утверждается новая, то в персонально ориентированных школах все сложнее. Однако, дорогу осилит идущий…