![]() |
![]() |
![]() |
|
«Наши игрушки» |
![]() |
Возраст до 7 лет -первый большой цикл жизни человека. В этот период в ребенке закладывается то, что с годами станет его «подсознанием». В этот период формируется индивидуальный базовый локомоторный стереотип - тот способ ходьбы и всех остальных движений, которым человек будет пользоваться всю жизнь. Его «качество» складывается из многих факторов: распределения усилий по группам мышц при движении, способов сохранения равновесия и падения, внутреннего ощущения гравитации , инерции и многих других. От того, насколько удачно сформированы эти умения, сильно зависит вероятность травм, нарушений осанки и объем функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата человека в течение всей жизни. ![]() Однажды я задался целью сравнить степень многообразия смещений общего центра тяжести у ребенка (один из показателей «богатства» движения) при этой гимнастике и других. Я использовал трёхмерный видеоциклографический компьютерный анализ. Для сравнения я провел съемку в двух детсадовских группах. В результате обработки данных обнаружилось, что в «Наших игрушках» движение богаче почти в 8 раз. Это не очень удивительно, ведь при занятии с группой преподаватель не может дать ребёнку самое ценное -эффект индивидуального партнёрства. Эта цифра показывает влияние гимнастики не только на мышечную систему, но и на нервную, а именно эти две системы определяют уровень психомоторного развития ребёнка. Наилучшие результаты могут быть достигнуты с родителями или с близким человеком, которому ребёнок сможет «доверить» своё телесное творчество. ![]() Основной ценностью этой гимнастики является возможность выбора ребенком нужных ему форм движения. Эта потребность не удовлетворяется даже при избытке подвижных игр, ведь их динамика обусловлена правилами игры. Но даже если у ребенка есть свой домашний спортзал, некоторые из его двигательных потребностей остаются неудовлетворенными. Даже самые дорогие и продуманные детские спортивные комплексы не обеспечат тех степеней свободы, на которые способны родительские руки, ноги и голова. В исторической книжке я как-то прочитал о древнем способе лечения лошадей в деревне - на заборе развешивали множество разных лечебных трав, а лошадь выбирала и сьедала, то, что ей нужно. Что-то подобное происходит с выбором ребенком нужных ему двигательных композиций. Ощутив родителя ,как человека, способного дать ему то, что хочется, ребенок без стеснения начинает формировать гимнастику сам. Следуя потребностям дочки, я много раз наблюдал ,как она интуитивно выстраивает структуру гимнастики в пространстве и времени на уровне высококвалифицированного преподавателя. Балансировка напряжения и расслабления, расстановка пауз, отвлечения на то, чтобы обучить новым движениям кукол - по времени и интенсивности все эти объемы были в хорошей пропорции. Этот эффект я наблюдал и у других детей через несколько недель занятий. Природа дала младенцу прекрасные возможности чувствовать меру физической и умственной нагрузки. Попробуйте предложить ребёнку поднять тяжёлый камень - он честно попытается, но, в отличие от взрослых дядей, никогда не повредит себе поясницу. Он с телом ещё на «ты» и ясно «слышит» его сигналы, ощущая ту степень мышечного напряжения, за которой - травма и боль. ![]() Трудно подсчитать, какое количество болезней и жизненной дисгармонии приобретает человек, утрачивая это чувство. Повторюсь, что такое « партнерство» с ребёнком делает родительские мышцы сильными и упругими, талию тонкой а осанку - царственной. Психологические аспекты гимнастики наиболее ярко проявляются в формировании ощущений опорности. Эти ощущения связаны не только с физической но и психологической устойчивостью человека. Недаром при описании сильных потрясений никто не говорит: «упал на бок», а говорят: «ушла почва из под ног». Опорно-двигательный аппарат человека - сначала опорный, а только потом двигательный. При регулярных занятиях, когда жажда новых ощущений заставляет пробовать все новые и сложные опоры, между родителем и ребенком устанавливается то самое понимание без слов, так хорошо знакомое альпинистам. При этом ребенок учится использовать опору, но не пассивно, а активно, как элемент собственного творческого движения. Родителю нужен изрядный интеллект, чтобы дать опору и защиту, не связывая инициативу и стремления ребенка. По моему мнению, это идеальная метафора отношений родитель - ребенок вообще. В репетиционных залах от педагогов и балетмейстеров и танцовщики, и ведущие солисты, и студенты нередко слышат страстные заклинания – « будьте как дети, пожалуйста, непосредственнее, расслабленнее, проще, легче, играйте…». Действительно, движения детей на сцене с их открытостью и искренностью порой более интересны, чем холодные, заученные позы и движения многих профессиональных артистов балета. В этой гимнастике происходит чудесный обмен – ребенок обучает родителей волшебству свободной импровизации а родитель обучает ребенка таинству координации, ритма и выразительности. ![]() Если в двух словах определить то главное, что возникает в отношениях родителей и ребенка в совместных занятиях, это будут слова - ответственность и доверие. У взрослого присутствует сильная доминанта – забота о безопасности ребенка, при этом заметные нагрузки незаметны, в отличие от однообразных повторений в тренажерном зале. Ребенок также быстро привыкает ответственно соблюдать каждый день свою меру сложности движения. Про доверие лучше всего Вам скажут руки Вашего ребенка – сначала он не рискнет доверить даже часть своей опоры Вам, а потом все будет иначе. В этой гимнастике родитель всегда находятся между Землей и ребенком. В сознании ребенка притяжение планеты начинает ассоциироваться прежде всего с родителями, что заставляет малыша, взрослея, относится к планете, как к живому существу. Возможно это наполовину только фантазии, но они слишком красивы, чтобы о них не упомянуть. |
![]() |
![]() |